«— У меня племянник рикшей работал, — объяснила она свою неожиданную жалость к уличному труженику. — Пока его грузовиком не сбило. Жалко мальчишку. Смышленый был. — Здесь, в Ставрополе? — поинтересовался Максим. — Нет, в Нижнем Тагиле. Два года уже прошло. Чайник закипал. Женщина выставила на стол скромный продуктовый набор: батон, масло, варенье. Но Максим и этому рад. Познакомились. Женщину звали Валентиной Игнатьевной. — Тяжело сейчас молодежи, — продолжила она, когда принялись чай отхлебывать. — Я двадцать три года в школе работаю, слежу за тем, как ребята мои в жизни устраиваются — Господи, боже мой, как же тяжело им сейчас! Максим понимающего человека почувствовал. — В чем же причина этой тяжести? — спросил. — Как вы думаете? — Да в чем причина, в жизни нашей неустроенной, — горестно вздохнула женщина. — Раньше все-таки понятнее было. Государство брало на себя определенные обязательства, производило социализацию подрастающего поколения, готовило для каждого некую нишу, осуществляло стратификацию. Пусть молодым эти ниши не всегда нравились, но они были, был выбор. А сейчас что? — Все дело в отказе от основополагающих принципов, — поделился Максим своим пониманием ситуации. — Нам представляют свалившийся на наши головы капитализм как естественный приход новой, прогрессивной формации, но дело не в формации, дело в отказе от человека. Вы понимаете, общество, точнее, его лидеры, капитаны, они отказались от человека, как от такового. При социализме, говорят нам, человек был ничто, его презирали и отрицали. Но чем же человек стал сейчас? Человек просто-напросто потерял свою субстанцию. Капитализм отрицает само понятие человека. Мы больше не люди, мы функции в производственной иерархии. Если вы являетесь звеном производственной цепочки, тогда вас наделяют свойствами киборга, вам позволяют вести общественнополезную механизированную жизнь. Если по какой-то причине вы выпали из цепочки, вы — ничто. Вот я — ничто. Вы тоже ничто. Интеллигентная женщина в очках поморщилась. — Вы знаете, ничем я себя никогда не считала, несмотря на смены формаций и прочие жизненные коллизии. Я двадцать три года преподаю историю и обществознание и должна вам сказать, что ваша теория весьма вольно оперирует терминами. Вы смешиваете социологию с глубоко индивидуалистической философией интуитивного толка, это не научный подход. — Вы читали Маркса? — О, только про Маркса мне не напоминайте. Я по нему в институте чуть пару не получила. — У Маркса сказано… — Еще раз убедительно прошу вас: оставьте Маркса в покое. Он безнадежно устарел. Я тоже могу состроить обиженную мину и с упоением взирать на советское прошлое, вот прямо как вы. Но в том советском прошлом я мало чего видела хорошего, поверьте мне. Меня бросил муж, потом бросил другой — я никогда не смогу простить это Советскому Союзу. В том, что именно он стоял за уходом моих мужчин, я ничуть не сомневаюсь. — У меня вообще нет советского прошлого, — возражал Максим. — Мне не на что взирать с упоением. — Возьмите Францию, — горячилась Валентина Игнатьевна, — возьмите Германию. Разве учителя плохо там живут? Они всем обеспечены, у них дома и машины, они отдыхают на Красном море, хотя страны эти — капиталистические. Значит, можно и в этой общественной формации думать о людях и создавать для них нормальные условия жизни. Максима осенило вдруг. Осенило со всей безапелляционной простотой: интеллигенция — это говно. В ней нет ни сил, ни желания что-либо изменить». https://royallib.com/read/lukoshin_oleg/kapitalizm.html#0

Теги других блогов: молодежь социализация жизнь